Отбасы начало великих дел
Между тем, именно они, сегодняшние школьники и студенты завтра будут создавать национальный продукт, развивать «экономику знаний», выводить страну на высокие конкурентные позиции. И будут, как мы, учить и воспитывать своих детей…
Наш святой долг – передать им максимум знаний, поделиться ценным опытом, создать благоприятную ценностно-культурную и духовную среду для их гармоничного развития.
В программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» Глава государства сформулировать ряд направлений, по которым должна проходить духовная модернизация.
Культ знаний, открытость и прагматизм, конкурентоспособность и способность к саморазвитию – все эти качества человека закладываются с самых ранних лет.
А вот иждивенчество, культ потребления, желание заработать «легкие» деньги, уход в виртуальную реальность – это тревожные симптомы дня сегодняшнего. Впрочем, это свойственно не только молодым…
Что же мы можем предложить для создания духовной, культурной, образовательной среды, в которой молодые казахстанцы получат высокий уровень знаний, духовное и патриотическое воспитание, базовые основы для их самодостаточности и конкурентоспособности?
Как сформировать у них четкое и полное представление о жизненных и духовных ценностях народа, о нашем национально-культурном коде? Конечно, зрелая современная личность в условиях глобализации сама будет выбирать модели поведения, руководствуясь нравственными установками, которые никогда не появляются автоматически. Они приходят к человеку из семьи и общества через различные каналы коммуникации. Таких же каналов сейчас много, намного больше, чем, например, дает школа или вуз…
Наши дети живут в глобальной информационной среде. И это накладывает отпечаток на их повседневное поведение. Многие из них используют в своей речи лингвистические или информационные обороты из так называемой субкультуры, многие плохо знают историю народа, страны. Даже об «особенностях национального характера» дети черпают информацию из сетевых мемов и роликов.
Серьезно стоит вопрос информационных источников. Спросите любого молодого человека о его любимом фильме или книге, и вы не услышите в его персональном перечне ни одного названия отечественного произведения культуры. Да и в образовательном процессе учителя школы в качестве альтернативного источника пользуются зарубежными учебниками.
Безусловно, надо знать, понимать другие культуры, свободно выбирая информационные источники из всех каналов коммуникации. И дети должны расти культурно открытыми.
Но нам нужно самим осознать, что если серьезно и системно не заниматься патриотическим воспитанием, то мы рискуем вырастить поколение без духовной основы, эдаких «граждан мира», оценивающих свою Родину исключительно по экономическим условиям и жизненному комфорту.
Программа «Рухани жаңғыру», дает всему казахстанскому обществу широкие возможности и современные инструменты. Наш Президент выдвинул идею как сформировать в сознании современного казахстанца «связь времён», как заимствовать уникальный опыт старшего поколения в наших сегодняшних делах и начинаниях. Мы должны уметь взять из прошлого всё ценное и уникальное. Всё это обогащает новое современное содержание образования и воспитания. Мудрость прошлого – это гарантия успешного будущего.
Умение ценить и хранить самобытную культуру народа, его обычаи и традиции, знание истории родного края – именно это формирует в молодых казахстанцах основы истинного патриотизма. Настоящий патриотизм приходит через воспитание молодых людей на примере героических подвигов наших предков, которые в разные периоды истории проявляли самоотверженность и доблесть. Патриотизм приходит через любовь к родному очагу, к своей малой Родине, а через неё и любовь к Родине в целом – той большой стране, в которой мы живём.
Сейчас в рамках реализации проекта «Рухани жаңғыру» в регионах страны проводится системная работа, цель которой – сформировать единые системные подходы к патриотическому воспитанию. Здесь есть много направлений: посещение исторических мест, экскурсии в музеи, патриотические экспедиции школьников по родному краю, встречи с учёными-историками, известными людьми, экскурсии на сакральные объекты, на археологические раскопки.
Большой воспитательный эффект имеют проекты программы «Туған жер». Многие предприниматели, люди с активной жизненной позицией сейчас активно помогают своим родным посёлкам и аулам. Эти примеры дают прекрасный эффект в воспитательной работе с детьми. Видя реальные примеры помощи родному краю, в частности поддержки школ, строительства детских площадок, улучшения облика населённых пунктов и зная, что всё это люди делают от чистого сердца, дети начинают понимать, что каждый гражданин должен действовать, трудиться, созидать. Как раз с таких моментов начинается осмысление роли труда, роли человека в созидании будущего.
Особую роль в воспитании среди детей казахстанского патриотизма играет и проект «Сакральная география Казахстана». В разных регионах на его основе реализуются десятки инициатив, благодаря которым школьники получают возможность побывать в таких местах, прикоснуться к древним святыням, услышать удивительные истории о великих предках. А формирование такого цельного взгляда на историю народа лучше всего начинать в юном возрасте, когда душа открыта и восприимчива, а сознание ребёнка ещё не перегружено.
Конечно, вся эта работа только начинается. Сделать предстоит очень много. И здесь очень важно не допускать поверхностного, формального подхода. Дети как никто другой способны чувствовать фальшь и неискренность. Поэтому в основе всех мер и программ патриотического воспитания детей должно лежать живое искреннее общение, знакомство с историей и природой родного края. Важно передать детям ту тонкую нить вечной связи поколений, которую мы получили от наших родителей, а они – от дедов и прадедов. И эта задача ответственна, как никогда.
Иксанова Г.М.
Председатель Комитета по социально-культурному
развитию Мажилиса Парламента РК,
член Национальной Комиссии по делам женщин
и семейно-демографической политике при Президенте РК
Мы напишем вам о самом важном в Otbasym