Отбасы начало великих дел
По информации международных организаций ВОЗ и ЮНИСЕФ, Казахстан уже 10 лет входит в тройку лидеров среди стран мира по числу самоубийств среди подростков. К примеру, если в южных регионах Казахстана, вследствие сложившейся ментальности, культуры и общения, один из низких уровней самоубийства – около 15 на 100 тыс. населения, то в северных и восточных областях он самый высокий – около 40 случаев на 100 тыс. населения, что в 1,5 раза выше критического уровня, определяемого ВОЗ. В отчете ЮНИСЕФ за предыдущие годы говорится, что Казахстан в течение нескольких лет входит в группу стран, в которых суицид является одной из основных причин смертности среди подростков и молодежи.
По данным Генеральной прокуратуры Казахстана при составлении психологического портрета детей и подростков, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, выяснилось, что 70 процентов из них психически здоровые, 25 процентов - в группе по асоциальному поведению, 5 процентов - в группе риска по суицидальному поведению. В свою очередь специалисты казахстанского Центра формирования здорового образа жизни отмечают, что подростки, пытавшиеся свести счеты с жизнью - это, как правило, учащиеся общеобразовательных школ, в возрасте от 14 до 17 лет.
2018 год только начался, открываем интернет и что обнаруживаем:
Новости Казахстана: В суицидальных группах в соцсетях состояли около 600 школьников из Алматы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
«2018 год в Казахстане начался чередой самоубийств» - депутаты обратились к правительству.
В Казахстане планируют установить уголовную ответственность за склонение к суициду, по которой будут наказывать в том числе администраторов так называемых групп смерти.
Cуицид школьников: родителей призвали проверять переписки в соцсетях.
Год-два назад Россию и постсоветское пространство напугало словосочетание «Си́ний кит» (а также «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Млечный путь», «F57», «Красная сова» и другие названия). Что же это такое? Синий кит – российская городская легенда, зародившаяся в конце 2016- начале 2017 года. Якобы существующая игра, финальной целью которой является совершение самоубийства. Новости об игре «Синий кит» появлялись и в Казахстане: сотрудники правоохранительных органов утверждали о более 63 случаях вовлечения детей в эту игру.
Новость о существовании некой игры, доводящей подростков до самоубийства, была широко растиражирована СМИ и стала причиной существенной паники. При этом сам факт существования игры с характерными правилами и атрибутами не подтвердился до сих пор.
По информации СМИ, для того чтобы начать «игру», пользователи социальных сетей (в подавляющем большинстве подростки) пишут на своих страницах хэштеги #синийкит, #явигре, #синий, #тихийдом. Потом с пользователями связывается «куратор», который устанавливает с ними контакт. Как правило, «кураторы» пользуются поддельными аккаунтами, зарегистрированные, как часто бывает, на чужие имена и фамилии, то есть их нельзя идентифицировать. Сперва они объясняют правила: «никому не говорить об этой игре», «всегда выполнять задания, какими бы они ни были», «за невыполнение задания тебя исключают из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия». Затем «куратор» выдаёт задания. Обычно насчитывается около 50 заданий: по одному на день (отсылка к роману Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства»).
История с «группами смерти» стала известной после публикации в «Новой газете» 15 мая 2016 года статьи «Группы Смерти». Журналисты утверждали, что в период с 2015 по начало 2016 годов из-за участия в игре погибли около 130 детей. Однако пик популярности «игры» пришелся на февраль 2017 года, когда более 800 пользователей соцсетей опубликовали хэштег #синийкит, ожидая получения инструкций. Стоит отметить, что как журналисты «Новой газеты», так и журналисты других изданий, в своих статьях не приводят никаких объективных данных о количестве «жертв» игры. Такое количество жертв не подтверждается и правоохранительными органами.
По мнению специалистов, «Синий Кит» — современная детская страшилка наподобие «Пиковой Дамы». По мнению психиатров-суицидологов, «группы смерти» — «патологические сообщества несчастных детей, нуждающихся во взаимопонимании». «Заразить» суицидом или безумием невозможно, но СМИ, раздувая истерию, сами подсказывают путь к суициду подросткам, находящимся «на грани».
Главной причиной моральной паники среди родителей стали изменения в характере взаимодействия детей и молодежи с интернетом. 58 % детей от 8 до 16 лет скрывают от родителей некоторые из своих действий в сети, предпринимая для этого определенные дополнительные усилия: выход в сеть в отсутствие родителей дома (18%), установка на устройство пароля (16%), удаление истории посещений в браузере (10%). Кроме того, 22% детей применяют средства, которые позволяют им заходить в сеть анонимно, а 14% — специальные программы, которые помогают скрыть используемые приложения. Результатом этого оказывается повышенная тревожность родителей: их дети с раннего возраста имеют возможность постоянно и практически бесконтрольно общаться во множественных онлайн-пространствах, правила и язык которого родителям понятны далеко не всегда. В связи с чем взрослые, погруженные в интернет меньше, чем подростки, воспринимают его как непонятную и опасную реальность.
Похоже, поначалу подросток не ощущает себя жертвой. Как правило, в эти смертельные игры играют подростки от 11 лет и старше. Что это за дети? Как правило, брошенные, они родителям неинтересны. И не имеет значения ни социальное положение, ни доход семьи. А ведь ребенок ищет внимания к себе, ищет любви. Что делают родители, если нет времени на воспитание? Они откупаются от ребенка. Так часто происходит: ребенок опекаем родителями до 6–7 лет очень тщательно, но в подростковый период и после родители считают, что он уже вырос и о нем сильно заботиться не надо. А подросток именно в этот период хочет понимания, принятия и любви как к личности со стороны значимых для него людей. Если любви нет, то он трактует это иначе, чем мы, взрослые. Он делает вывод — я плохой. Он не может понять, что родители заняты и им не до него. Он не нужен — значит плохой. Что-то в нем не так. Ребенок начинает искать кого-то, кто его поймет. Если в этот момент он найдет «группу смерти», где его примут, а еще и посвятят в тайну… А ведь самая большая тайна — это смерть. Никто подростку сразу не будет говорить о суициде, даже «попытаются отговорить», если он сам заведет об этом разговор. Вряд ли ребенок понимает, когда вступает в подобные игры, что это путь в один конец. Потому что ребенок-подросток еще не вполне способен объективно оценивать свои поступки и нести за них ответственность, его легко обмануть. Ему достаточно «дать согласие», а дальше идет отбор. От куратора зависит, доведет ли он подростка до конца. А «группа смерти» создаст «ореол героя», дошедшего до конца и не струсившего.
Симптомы, которые должны вас насторожить: ребенок встает в нестандартное время, обманывает, замыкается, на теле имеются порезы, изменяются поведенческие реакции, нервничает, наблюдается заторможенность, смена интересов. Если заметили что-то из перечисленного, желательно сразу обратиться в кризисный центр, в общественные организации и к психологам.
Несмотря на то, что «Синий Кит» в таком виде, в котором он представлялся СМИ, никогда не существовал, подростки вообще подвержены риску вступления в сообщества или инициативы, вредные или даже опасные для них. Для профилактики дальнейшего распространения деструктивных сообществ психологи советуют в спокойной обстановке рассказать детям о возможности попадания при поиске в интернете на следующие группы и их опасность, объяснять, что их интернет-страницу не должны видеть посторонние лица, что на ней не должен содержаться большой объем личной информации в открытом доступе (телефон, домашний адрес, место учебы); постоянно обсуждать с детьми не только их успехи в школе, но и то, каких они имеют друзей в реальной жизни и в социальных сетях, необходимо создавать в семье атмосферу доверия и любви, которую должен чувствовать ребенок, кроме того, необходимо давать ребенку понять, что родители верят в потенциал ребенка и всегда готовы оказать ему поддержку. Родителям стоит мягко налаживать контакт с детьми, вежливо и искренне интересоваться их жизнью и быть для них не просто родителями, но еще и друзьями. Необходимо давать детям возможность выражать свои эмоции, делиться планами и идеями, выслушивать их и устанавливать с ними доверительные отношения. Тогда у детей не будет возникать желания искать мнимой поддержки извне и вступать в контакт с сомнительными «доброжелателями» и вступать в «плохие» компании. Также стоит рассказывать детям о смерти, о ценности жизни, о ценности их самих в семье и обществе. В комплексе это создаст здоровую атмосферу в семье и будет препятствовать вовлечению детей в сомнительные инициативы, а здоровая система ценностей, условный «внутренний стержень», создаст критическое отношение к информации, поступающей из различных источников.
Если вы слышите от ребенка: |
Обязательно скажите ему: |
Никогда не говорите так: |
«Ненавижу учебу, класс...» |
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда я был в твоем возрасте... |
«Все кажется |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь» |
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. |
«Не говори глупостей! Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» |
«Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Давай сядем и поговорим об этом» |
«Что посеешь, то и пожнешь!» |
«А если у меня не получится?» |
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» |
«Если не получится— значит, ты недостаточно постарался!» |
В целях профилактики суицидальной настроенности и суицидального поведения детей-подростков, пожалуйста, помните, что Ваши слова могут оказывать сильное воздействие!
- Я сейчас занят(а)…, ты мне мешаешь…
- Посмотри, что ты натворил?!..
- Это надо делать не так… Неправильно! Ну когда же ты научишься?!..
- Сколько раз тебе говорить?! Или совсем бестолковый?!...
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал?!
- Вечно ты во все лезешь! Уйди от меня!
Такие слова крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. И будет искать принятия, понимания и поддержки на стороне.
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо! Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне! Садись с нами! Расскажи мне, что с тобой…
- Нам нужно с тобой посоветоваться…
- Я готов помочь тебе, если совсем что-то не получается у тебя…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Я горжусь, какой ты талантливый!
- Что бы ни случилось, помни: выход есть всегда!
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать. Помогите им быть активными, энергичными и жизнестойкими.
Лариса Кавелина
психолог
Мы напишем вам о самом важном в Otbasym