Отбасы начало великих дел
В Астане в школе-лицее №71 в этом году учатся 17 детей с аутизмом, за ними закреплены 10 тьюторов (ред. от англ. tutor – педагог-наставник). Тьютор – это специалист с образованием педагог-психолог, дефектолог или логопед, он работает с ребенком по индивидуальной программе и отслеживает то что ему дается с трудом. Во время учебного процесса тьютор сопровождает ребенка с аутизмом на всех занятиях. В этой школе у одного тьютора может быть по два ученика на две смены. Казахстанские тьюторы и специалисты в инклюзивном образовании проходят регулярное обучение у специалистов в Израиле и Америке. Иногда известные зарубежные специалисты приезжают с семинарами в Казахстан.
Тьютор Алтыншаш Баяхметова говорит, что некоторые дети с аутизмом проявляют себя активнее одноклассников и даже иногда опережают самого учителя в решении задач.
– Когда я начала работать в инклюзивном образовании, - говорит Айнура Нурова, специалист прикладного анализа школы-лицея №71, - мне было страшно за детей с аутизмом. Думала, что норматипичные дети просто не смогут с ними подружиться. Но, как оказалось они проявляют интерес и поддерживают их, зовут поиграть на перемене. Вопрос восприятия детей с аутизмом в обычной школе больше касается родителей. Порой они переживают, что присутствие в классе ребенка с аутизмом негативно скажется на поведении их детей.
Статистика показывает, что количество детей с аутизмом возрастает в последние годы во всем мире. Некоторые международные эксперты считают, что возможно, увеличился не сам рост рождаемости таких детей, а появились точные методики и тесты для раннего выявления аутизма.
«Дети с аутизмом, попав в школу, очень сильно меняются, причем в лучшую сторону. Например, бывают случаи когда ребенок приходит в школу, где он не умеет себя вести. Падает на пол, кричит, не слушается. Мы его обучаем, так, как он воспринимает сам, по своим возможностям. В итоге под конец года результаты очень положительные: ребенок научился себя вести, разговаривать, и даже родители сами удивляются таким результатам. Мы работаем не только по индивидуальным программам но и работаем с поведением ребенка, - комментирует Айнура.
Мы проводим тестирование по программе "эйблс - эр" (Abbls-r), где отмечается, каков прогресс каждого ребенка с аутизмом в школе. В одном графике расписаны такие навыки каждого ребенка, как: сотрудничество, зрительное восприятие, просьбы/запросы, взаимодействие и др. Чем больше закрашенных ячеек в графике, тем очевиднее прогресс в состоянии ребенка с аутизмом».
Однако одна из основных проблем в общении с такими детьми – это просьба или жалоба. Например, ему что-то нужно попросить, а он не может это сказать или объяснить. Дети с аутизмом могут учиться в обычной школе ровно столько, сколько им понадобится. Порой ребенок может фактически находиться, например в 8-м классе, но программу он изучает на уровне 3-го класса. Все индивидуально.
Стандартно школа существует со своей методикой, и даже если обычный ребенок не готов к учебной программе, то он подстраивается и учится, что совсем не подходит детям с аутизмом. Именно для этого существует инклюзивное образование, где щадящая система в целом – учителя, ученики и учебный процесс – все подстраивается под одного такого ребенка. Вся школа и система меняется под одного ребенка.
Один из способов донести информацию до ребенка с аутизмом - это схемы и структуры. Если текст не понятен, то делается разбор текста, составляется структура с вопросами что, кто, где, когда.
По информации ЮНИСЕФ, в Центральной и Восточной Европе и странах СНГ дети с ограниченными возможностями составляют значительную долю среди населения, оказывающегося «за бортом» школы, и их право на доступ к качественному образованию слишком часто нарушается.
Мы напишем вам о самом важном в Otbasym