Отбасы начало великих дел
Известно, что наряду с традиционной официальной формой брака в последнее время большую популярность прибретает брак неофициальный. Это этап жизненного цикла семьи, заключающийся в совместном проживании двух разнополых людей, не связанных официальным супружеством или родственными отношениями, но связанных общностью быта, местом проживания и бюджетом, либо это брак, заключающийся только по религиозным обрядам, без регистрации в органах ЗАГС. Проблематика неофициального брака чрезвычайно актуальна, отличается новизной и привлекает к себе внимание ученых различных областей общественных наук. Регистрация актов гражданского состояния (рождаемости, смертности, браков и разводов) дает возможность составить представление о соответствующем демографическом процессе. Необходимо отметить, что брачно-семейные отношения оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию.
Сегодня самый обсуждаемый в стране вопрос – о запрете и наказании за религиозные браки без официальной регистрации. В Казахстане 5% девушек от 15 до 18 лет состояли в религиозном браке (https://www.newssail.org/novost/bogu-bogovo-kesaryu-kesarevo-bolshie-problemy-religioznogo-braka)
Одной из причин нерегистрации брака в органах ЗАГС служит наличие первого брака у мужчины. Согласно Кодексу Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», между определенными лицами не допускается заключение брака (супружества): это те случаи, когда хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (супружестве). Именно поэтому адепты нетрадиционных исламских течений, игнорируя законодательство РК, нарушая закон, отдают предпочтение религиозным бракам, так как это дает им возможность создавать второй и третий брак в обход Кодекса РК. Таким образом, проблема неофициального брака остро стоит на повестке дня практически любого государства.
В результате заключения таких браков возникает достаточно сложная ситуация. После появления детей возникает ряд проблем: их записывают со слов матери на имя отца, затем отец ребенка должен признать отцовство, усыновить его и только после этого он приобретает все права по отношению к ребенку. Следующим аспектом неофициального брака является то, что при разрыве отношений женщина не имеет права требовать с бывшего сожителя алименты. Но может быть и обратная ситуация, когда мать, забирая детей к себе, запрещает отцу всяческие отношения с ними.
Нередки случаи, когда гражданские супруги, расторгая свои отношения, сталкиваются с проблемой раздела совместного имущества. Кроме того, во многих семьях, придерживающихся религиозных канонов, в повседневной жизни зарабатывает в основном мужчина, а женщина ведет хозяйство. И если гражданский брак распадется, вполне естественно, что мужчина оставит все нажитое себе, ведь оно оформлено именно на него. Нет необходимости говорить и о том, что никакими правами на имущество человека, который не является ей законным супругом, женщина не обладает. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что такие браки особенно рискованны для представительниц слабого пола.
По данным Комитета статистики Министерства национальной экономики РК, в 2017 году всего было зарегистрировано 105 396 браков и 40 503 акта о расторжении брака. Лидером по количеству заключенных браков является Южно-Казахстанская область –11 279 актов о заключении брака. Далее в списке фигурирует Алматы – 9278 актов, Алматинская область – 8034 зарегистрированных брака. Астана расположилась на четвертом месте списка – 6034 зарегистрированных брака. Как показывает статистика, большее число разводов все в той же Южно-Казахстанской области – 3108 зарегистрированных актов о расторжении брака.
Один из основных показателей брачности – это возраст вступления в брак. Активный возраст вступления в брак среди женщин составляет – 20-24 года. В 2017 году среди этой возрастной группы заключено более 60 тыс. браков. Среди мужчин самый активный возраст – 23-27 лет, в прошлом году ими было заключено около 56 тыс. браков.
Таким образом, хотелось бы отметить, что положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Вопросы семьи всегда были и будут в центре внимания общественности. Можно выделить три основные проблемы в современных брачно-семейных отношениях. Это стабильность семьи, рождаемость и проблема напряженности в сфере быта.
Мы напишем вам о самом важном в Otbasym