Отбасы начало великих дел
При этом отдельное внимание уделено недопущению дискриминации по гендерному признаку, внедрению гибких форм занятости, а также расширению их участия в управлении государством на всех уровнях и в корпоративном секторе.
Подобный подход сформирован не для следования мировым трендам, но вызван практической необходимостью.
Современные казахстанки многочисленными примерами доказывают, что благодаря их мудрости, трудолюбию, гибкости компании или госорганы, где они трудятся, достигают успеха.
Сегодня женщины не только занимаются бизнесом, работают врачами, педагогами, бухгалтерами, но и успешно реализуют государственную политику в министерствах и акиматах.
Больше половины госслужащих Казахстана – женщины и около 10 тысяч из них занимают руководящие должности, а это почти 40% от общего количества руководителей-госслужащих.
О конкурентоспособности и лидерских качествах женщин свидетельствует их представленность на высшем уровне принятия решений – на должностях членов Правительства: заместителя Премьер-Министра и министра; председателей Агентства по делам государственной службы и Счетного комитета по контролю
за исполнением республиканского бюджета, членов Конституционного Совета и Центральной избирательной комиссии, заместителей акимов регионов.
Результаты проведенных избирательных кампаний также показывают, что женщины являются важными участниками избирательного процесса.
На внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, прошедших 9 июня текущего года, впервые в истории страны в качестве кандидата в Президенты выдвинута женщина.
Историческим можно считать и результат первой женщины-кандидата, набравшей более 465 тысяч голосов избирателей.
В целом и в Парламенте (Сенат и Мажилис), и в маслихатах представленность женщин составляет 22%, что на уровне среднего показателя в пространстве ОБСЕ. Хотя в национальном законодательстве не предусмотрены нормы, устанавливающие гендерную квоту при выдвижении депутатов, политические партии придерживаются определенного гендерного баланса при составлении партийных списков.
К примеру, по итогам выборов 2016 года в депутатском корпусе представленность женщин: от партии «Демократическая партия Казахстана «Ақ жол» – 42%; от партии «Коммунистическая Народная партия Казахстана» – 28,5%; от партии «Nur Otan» – 25,1%.
Вместе с этим, на совместном заседании 30 марта 2018 года Центральная избирательная комиссия и Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан выработали специальные рекомендации политическим партиям по закреплению гендерных квот в их уставных документах либо учета гендерного аспекта при включении кандидатов в партийный список и выдвижении на выборные должности.
В свою очередь, Агентством проведена работа по созданию и укреплению транспарентной и объективной системы отбора на государственную службу.
Как показывают результаты ежегодного мониторинга, сегодня назначение и карьерное продвижение в первую очередь зависит от желания и компетентности кандидатов.
При этом, доля женщин, назначенных по итогам конкурсов, также составила 48% (11 402 из 23 761).
То, что вышеуказанные цифры являются не случайным статистическим совпадением, но закономерностью, доказывают итоги конкурсов на занятие руководящих должностей, проведенных в том же году.
Соотношение женщин-кандидаток и назначенных женщин здесь также оказалось прямо пропорциональным и составило 35,1% (2 940 из 8 367) и 34,9% (1 964 из 5 634).
При этом устойчивый характер данной тенденции подтверждается результатами конкурсного отбора прошлых лет.
К примеру, в 2017 году в конкурсах отслеживается аналогичная пропорция: на занятие административных госдолжностей – в районе 48% (48,7 % и 48,3 %), на занятие руководящих должностей – около 35% (35,1 % и 34,9 %).
В том же году проводился отбор на зачисление в кадровый резерв корпуса «А», по итогам которого выявлено примерно одинаковое соотношение женщин: подавших документы (8%), допущенных к тестированию (7,5%) и зачисленных в резерв (6%).
Как итог, в действующем списке резервистов корпуса «А» можно найти всего 7 женщин, что составляет 6,4% от их общего числа.
Таким образом, отсутствие женщин на отдельных ответственных позициях нередко связано с их пассивностью, а иногда и нерешительностью.
Любопытно, что подобные факты распространены не только в странах, находящихся на начальном этапе формирования гендерных традиций, но и в наиболее «продвинутых» в данном вопросе.
К примеру, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, сформировавший гендерно сбалансированный кабинет министров (50% мужчин и 50% женщин), подметил, что при приеме на работу женщины спрашивали у него о причинах приглашения («в чем моя заслуга?»), в то время как мужчины подобных вопросов не задавали и были озабочены лишь тем, что на работу им придется носить костюм и галстук.
Сегодня, имея возможность для поступления на государственную службу в открытой и конкурентной борьбе, нашим женщинам нужно больше верить в себя и не бояться испытывать силы в реализации своего потенциала.
Мудрое изречение женщины-политика актуально и в наши дни.
Мы имеем огромный потенциал женщин, в большинстве своем обладающих хорошим уровнем образования (к слову, сегодня из практически 3 тысяч докторов наук, 60% - женщины) и готовых активно участвовать в жизни общества, который при правильной реализации внесет существенный вклад в развитие нашей страны.
Однако, в силу устоявшегося менталитета, а иногда недооценки возможностей, женщины порой оказываются «на втором плане» с точки зрения занятости на более престижных и высоко оплачиваемых должностях и профессиях, гораздо скромнее решаются на организацию своего собственного бизнеса.
В данной ситуации закономерно возникает вопрос: по какой причине до сих пор подвергается сомнению казалось бы неотъемлимое право всех граждан на равный труд без гендерного деления? Ответ лежит на поверхности.
Как показывает лучшая мировая практика, проблема гендерного равноправия должна решаться на двух уровнях: нормативном
и ментальном.
Первый уровень успешно освоен: в нашей стране гендерное равноправие законодательно обеспечено, в то время как дискриминация в любых проявлениях – вне закона.
Сегодня мы уже вступили на второй этап, связанный с модернизацией общественного сознания.
Как показала история, на изменение мировоззрения и человеческого восприятия могут уйти как считанные дни, так и целые столетия.
Имея глубокие гендерные традиции, выраженные в народной мудрости «Руыңды қорғаймын десең – ұлыңды тәрбиеле, ұлтыңды қорғаймын десең – қызыңды тәрбиеле», мы идем по твердому пути построения общества равных возможностей.
Проводится гендерно ориентированная кадровая политика, на всех уровнях созданы равные стартовые возможности в продвижении по службе, осуществляется гендерное просвещение в целях преодоления стереотипов.
Нами принимаются меры по обучению женщин лидерским качествам, прорабатываются возможности мягкого транзита из декрета, дистанционной работы, внедрен гибкий график рабочего времени, отдельное внимание уделяется популяризации декретных отпусков для отцов.
Эта работа постепенно приносит свои плоды.
В одном из своих выступлений Елбасы подчеркивал, что женщины – прирожденные менеджеры, поскольку женская интуиция и догадка зачастую более точны, чем мужская логика и самоуверенность.
При этом отмечается и важная созидательная роль женщин в жизни нашей страны. Матери – это не только люди, дарящие жизнь, но и важный элемент жизнеспособности государства. Поддержка института материнства – это поддержка конкурентоспособности страны.
Следует отметить, что среди четверти миллиона обладательниц почетных наград «Алтын алқа» и «Күмiс алқа» немало тех, кто смог реализовать себя и на профессиональном поприще.
Таким образом, оказывая равноценную поддержку и создавая баланс между карьерным ростом и обеспечением семейного очага, мы создаем необходимые условия для достижения дальнейшего прогресса в развитии государства.
Тлеукенов Жаркын
Директор Департамента государственной службы
Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы
Мы напишем вам о самом важном в Otbasym