Отбасы начало великих дел
В 1937 году по приказу НКВД «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины» в Сибирь и Казахстан были сосланы миллионы людей, не угодных политике советского руководства. Тоталитарная машина построила на бескрайних и суровых казахских степях лагеря, где отбывали срок матери, жены и дети изменников родины.
Один из них – «АЛЖИР» - 17-е женское лагерное специальное отделение Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области. Лагерь существовал с 1938 по 1953 годы.
«АЛЖИР» располагался на территории бывшей Малиновки, - рассказывает экс-директор комплекса-музея «АЛЖИР» Априза Хусаинова. А знаете, почему потом село «Малиновка» назвали? Женщины, чтобы их голодающие дети получали хоть какие-нибудь витамины, высаживали побольше кустов малины. Отсюда и название.
За годы работы лагеря по его коридорам и баракам прошли более чем 18 000 женщин.
Страшные бесчеловечные условия, студеный холод или палящий зной наших степей мучили беззащитных «врагов народа».
Здесь отбывали наказание женщины 62 национальностей со всего Союза. Вы знаете, в их бараках в зимнее время было невыносимо холодно. И чтобы хоть как-то согреться, они собирали камыш и топили им печи. Кстати, по сбору камыша даже был план, который надо было выполнить. Именно в один из таких моментов, когда женщины под присмотром НКВД-шников собирали камыш, казахи через своих детей пытались передать бедным узницам «курт».
Поддерживая творожными комочками женщин из поселения, люди рисковали своими детьми. Это та самая история, рассказанная много раз со слезами благодарности, но не потерявшая через годы свою силу и значимость.
Как известно, контингент АЛЖИРа состоял из ярких представителей советской интеллигенции - деятелей искусства, кино, литературы, политики и науки.
В числе узниц была жена знаменитого писателя Беимбета Майлина - Гульжамал, в лагере она выполняла обязанности пастуха овец. Ее пятерых детей отобрали от матери, старшего отправили в штрафбат, остальных в детские дома. Спустя 8 лет она встретилась со своей старшей дочерью, и они с трудом узнали друг друга, - рассказывает Априза Хусаиновна.
В бараке представлена диорама «Изъятие детей у узниц лагеря «АЛЖИР»
Именно с этих пор в Казахстане будут открыты первые детские дома, куда начнут помещать детей «врагов народа» и «социально опасных элементов».
Сюда же в 1939 году была этапирована мать Майи Плисецкой - Рахиля с грудным ребенком Азарием. Сегодня Азарий Плисецкий знаменитый хореограф, проживает в Швейцарии. И так случилось, что в одну из организованных нами встреч потомков жертв политических репрессий, Азарий нашел дочь женщины, которая в лагере работала врачом и спасла ему когда-то жизнь, - продолжает экс-директор музея.
На основании материала, собранного под руководством первого директора комплекса, спустя время была издана книга «Алаш АЛЖИР», которая рассказывает о судьбах детей, чье детство было связано с этим лагерем. В книге указано, что на 1 января 1938 года среди прибывших в КарЛаг 2103 человек находилось 655 беременных и кормящих матерей.
Прошли десятки лет с времен той страшной трагедии всего советского народа. О невинных жертвах нельзя забывать и нельзя молчать.
Так, в 2007 году в местах расположения КарЛага или так называемой «26-й точки» появился комплекс-музей с названием «АЛЖИР». Ему предшествовала огромная, колоссальная работа небольшого первого коллектива музея.
Когда мне предложили должность директора комплекса-музея «АЛЖИР», то условия были такие, что нам дадут полгода на все работы. Но когда 9 апреля после подписания приказа о назначении я приехала непосредственно на место, то первое, что увидела – это трактор, разгребающий снег с той территории, где планировали расположить наш комплекс. С этого дня нам оставалось до открытия всего лишь 2 месяца, - до сих пор с удивлением в голосе рассказывает Априза Хусаиновна. Нам помогали все. Писатели и акимат, художники и архитекторы, а также сотрудники областных музеев. Автором концепции и идейного воплощения стал известный отечественный архитектор С.Ж. Нарынов. Если вспомнить тот период, то надо сказать, что мне пришлось занять средства, чтобы срочно отправлять людей в командировки. Некогда было ждать финансирования. Просто не успевали, - продолжает экс-директор.
Все работы шли параллельно: строительство, заказ монумента и деталей для внутреннего дизайна, сбор и обработка материалов у свидетелей и детей бывших узниц лагеря. В сумасшедшем темпе совсем не оставалось времени на отдых.
Нам было некогда отдыхать. Примерно 2 часа в сутки, не более, - удивляет своим рассказом Априза Хусаинова. Со всем материалом нас впустили в здание только 29 мая. И вот за 2 месяца сделали все и за 2 дня полностью оформили музей. Честно говоря, до сих пор не могу понять, как мы сделали все это за такой короткий срок!
Открытие музейно-мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» было приурочено к 70-летию с момента начала массовых политических репрессий и состоялось 31 мая 2007 года. В торжественной церемонии принял участие Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Президент пожал мне руку и сказал, что ожидал увидеть выставочный вариант. А мы удивили его другой концепцией, - подытожила собеседница.
Априза Хасеновна, резюмируя разговор, зачитала отрывок из книги «Алаш АЛЖИР»:
«Музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР» в селе Акмол - наша вечная память и неутихающая боль о тех прекрасных женщинах, жизнь которых, как негасимый факел, будет в веках напоминать людям о леденящих душу злодеяниях советского политического режима в годы репрессий».
Да, огромный вклад в дело государственной важности внесли многие люди: служащие и творческие личности, жители соседнего села и работники областных музеев страны, поднимая историю АЛЖИРа из руин небытия. Каждый вложил кирпичик своего участия в стены музея, который будет напоминать нам, нашим детям и следующим поколениям о том, что нельзя терять человеческий облик, нельзя держать в лагерях женщин, а детей отрывать от родителей, нельзя истреблять свой народ.
Мы напишем вам о самом важном в Otbasym