Ваш ребенок должен знать, что любое общение с незнакомыми людьми потенциально опасно, поэтому всегда в такой ситуации надо следовать указаниям родителей.
Большинство детей даже относительно взрослых, в 6-8 лет, наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными и с самого начала кажутся подозрительными. Объясните, что злоумышленник может быть вполне симпатичным и даже его сверстником. Каждый ребенок, который хоть на минуту остается без присмотра родителей или других взрослых, должен знать правила, которые помогут ему избежать опасности при общении с незнакомцами:
• Оценка ситуации. Неважно, как выглядит человек, который подошел к ребенку. Если малыш его не знает, значит, его намерения тоже неизвестны.
• Соблюдение дистанции. Обычно более-менее безопасным считают расстояние в два метра. Покажите ребенку, сколько это, отмерив сантиметровой лентой на полу, и объясните, что, если незнакомец приближается, необходимо отходить или убегать от него.
•Прекращение общения. Большинство злоумышленников – неплохие психологи, они умеют найти подход к ребенку и заговорить его, усыпив бдительность. Поэтому на любые попытки завести разговор дети должны отвечать: «Сейчас спрошу у родителей» или что-то подобное; отходить на безопасное расстояние и/или звать взрослых.
• Уход. Если незнакомец пытается навязать общение или увести ребенка, последний должен немедленно прекратить разговор и покинуть опасное место. Но делать это надо осторожно. Если для того, чтобы попасть домой, ребенку надо зайти в пустой подъезд или темную подворотню, лучше не рисковать, а подойти к знакомым взрослым и рассказать о ситуации. Если поблизости нет знакомого, можно попросить помощи у полицейского, охранника или продавца в магазине, любого, кто явно несвязан с предполагаемым злоумышленником.
Самое опасное – если незнакомец уже схватил ребенка и уносит. Расскажите, что в этом случае надо не только стараться освободиться любыми способами, но и звать на помощь. Обязательно надо кричать, что это чужой человек, похититель, в противном случае окружающие могут расценить это как шутку или семейную сцену.
Постарайтесь как можно понятнее рассказать ребенку о подстерегающих его опасностях. Это не значит запугать, это значит – предупредить и подготовить. Помните, что этот рассказ может спасти вашему ребенку жизнь.