KZ RU

НОВЫЙ НОМЕР

ЧИТАТЬ

×
×
Выделенный текст:
×

Отбасы начало великих дел

Перегрузка детей. Веяние моды или необходимость?

Родители и дети с нетерпением ждут окончания учебного года, последние экзамены не за горами и, как говорится, привет долгожданное беззаботное лето! В Казахстане, по данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, школьники тратят на выполнение задач почти девять часов в неделю. Около 50 процентов школьников вообще не выполняют домашние задания и почти 62 процента учеников устают от домашней учебной нагрузки.
Здоровье
2018-04-16

Министерство здравоохранения РК: «За последние 10 лет учебная нагрузка на детей увеличилась почти вдвое. Дети ее просто не выдерживают. Наш сегодняшний человек не успевает отдохнуть, школьники, чтобы освоить предлагаемую школьную программу, вынуждены 70% суточного времени проводить за учебниками. И так на протяжении 11 учебных лет. Старшеклассники грызут гранит науки по 15 часов в сутки. Двигательная активность современного школьника сводится к нулю. При длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление».

В последние годы в образовательных учреждениях учебный процесс усложнился: ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены компьютеры и Интернет. Врачи утверждают, что в связи с этим увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, на мозговую деятельность, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. 

«Я наблюдала несколько семей, в которых дети были загружены дополнительными занятиями настолько, что у них не было времени на личные дела и полноценный отдых. И при всем моем согласии с необходимостью дополнительных занятий, соответствующих его личным потребностям и развитию, хочу подчеркнуть, что полная загруженность ребенка учебой и курсами являются делом бесполезным и даже опасным. А лозунг вроде «Зато я знаю, что он не попадет в неприятности (не свяжется с плохой компанией, не будет сидеть за компьютером целыми днями, не будет гулять без присмотра)», говорит не о заботе, а о повышенной тревожности родителей», - комментирует Майя Кузовкина, практикующий психолог из Алматы.

По мнению психолога, существует несколько критериев отбора, которые нужно учитывать при учебной нагрузке ребенка:

Первый критерий – это желания и способности ребенка. Насколько самому ребенку полезно и интересно заниматься каким-то делом. Следует учесть индивидуальные особенности и склонности ребенка, его характер – насколько он общителен, активен и творчески развит.

Второй – понимать, что дополнительные занятия именно дополняют школьное образование, а не заменяют его, и тем более не подменяют. Поэтому внешкольные занятия не должны занимать времени в неделю больше, чем уроки в школе и подготовка домашнего задания в совокупности. Если вы настроены на то, чтобы ребенок занимался каким-то определенным видом дополнительных занятий постоянно, а обычно такой выбор падает на спортивные секции, музыкальные и художественные школы, которые предполагают длительный период обучения, стоит учитывать, что нагрузка в школе с каждым годом будет возрастать, отнимая все больше времени и сил. Поэтому при утомлении мозг будет искать возможность скинуть часть нагрузки, и выбор обычно падает на более монотонные и привычные занятия, такие как школьные уроки и домашние задания.

Третий – не путать свои мечты с мечтами своих детей… Часто родители выбирают занятия, исходя не из интересов ребенка, а из собственных запросов и желаний. Некоторые родители выбирают детям тот вид деятельности, в котором они сами хотели, но не смогли реализоваться: не стали спортсменами, музыкантами, художниками, не вышли на высокий уровень достижений. И в порыве исправить эту ситуацию принуждают детей заниматься тем, что им не интересно, не подходит или противоречит их способностям и задаткам. Еще хуже, когда родители, руководствуясь своими представлениями, выбирают ребенку профессию. Как специалист, много времени консультирующий студентов, могу с уверенностью сказать, что такой выбор часто ставит крест на мотивации студента к обучению.

Еще одна из причин возможного выбора родителями занятия для ребенка – это сравнение с другими детьми или со своими собственными достижениями, не важно. Нужно помнить, что ваш ребенок – индивидуален – у него свои способности, свой путь, опыт, и важно поддерживать его на этом пути, но не прописывать ему следовать чужим программам. Вам может не понравиться то, что получится в итоге.

Четвертый – перегруженность рынка услугами дополнительного образования. Да-да, в настоящее время это серьезный и доходный бизнес, и поставщики этих услуг пытаются донести до родителей, насколько их услуга важна, необходима и актуальна, что приобретя эти знания и навыки, кстати, дорогостоящие, ребенок станет успешным, развитым, научится достигать, побеждать и т.д. Поэтому выбирая какой-либо вид деятельности, родителям желательно изучить рынок услуг, отзывы, а также оценить свои финансовые возможности, так как некоторые виды занятий требуют немало финансовых вложений помимо оплаты услуг: спортивный инвентарь, бальные платья и театральные костюмы, творческие принадлежности будут покупаться за ваш счет.

Пятый – ваша собственная загруженность и временные возможности. Хватит ли у вас времени, физических и моральных сил поддерживать ребенка и помогать ему не только со школьными, но и с дополнительными занятиями. В какое время занятия будут проходить, насколько далеко от дома, сколько времени займет дорога и каким способом добираться. Когда ребенка разбудить-одеть-покормить. Тем более, если ребенок маленький, вопрос с сопровождением должен быть решен обязательно. Насколько эффективно и организованно вы сможете поддерживать у ребенка режим дня и питания.

После 2020 года по данным проекта «Атлас новых профессий» (Россия)  аналитики прогнозируют  появление на рынке труда  «Эксперта по образу будущего ребенка». Он будет заниматься формированием возможного образа будущей жизни ребенка и траектории его развития на основе желаний родителей, способностей и представлений самого ребенка.  Данный специалист должен иметь образование и опыт работы  в сфере детской психологии и физиологии.

Редакция «Отбасым» провела опрос на данную тему среди родителей в соцсетях Астаны. Мнения родителей разделились, больше оказалось тех, кто помимо школы, отдает своих детей на дополнительные курсы:

Елена Андреевна: Все должно быть в меру, это раз. Второе - ориентироваться на предпочтения самого ребенка. Есть дети, предпочитающие спорт. Есть, наоборот, жаждущие знаний в другом. Если есть тяга - поощрять. НО не переусердствовать. Головные боли, выраженная усталость и другое являются первыми звоночками, что ребенок перегружен!

Татьяна Вячеславовна Жевнина: Ребенок учится со 2-й смены. Приходит вечером в 20.00. Делает уроки до 11.00. Утром идет на кружок. Времени нет уже на уроки. Мы через день ходили то на танцы, то на английский. В итоге английский бросили, потому что не стали успевать.

Nadiya Suleimenova: Нам 6 лет. Мы ходим на казахский язык 3 раза в неделю, на грамотное чтение 3 раза в неделю. Дома английский язык, пропись, математика каждый день по 20 минут. Мы занимаемся часто и по времени мало. У ребенка уже выработалась привычка, он спокойно относится к занятиям.

Татьяна Лобова: Наш ребенок во 2-м классе. 3 раза в неделю английский, в выходные дни плавание. Не сторонник загружать ребенка по максимуму. Детство должно быть. И время, проведенное с семьей (именно с семьей, а не сидя в планшете и телевизоре), самое ценное в воспитании ребенка и установлении с ним доверительных отношений.

Баяша Алпысбаева: Если ребенок сам хочет, то почему бы и нет. Моя дочь поначалу ходила на шахматы, и ей нравилось, но после разонравилось. Сейчас она любит танцевать и с удовольствием посещает такой кружок.

Абдул Джаббар: Я считаю, что детей не нужно столь напрягать. И не пытаться через них исполнить свои несбывшиеся мечты. Детство - это самое счастливое время, и его больше у них не будет никогда. А взрослыми они и так станут.

Чтобы понять, что ребенок достиг предела и дополнительная нагрузка вместо пользы начинает приносить вред, – говорит Майя Кузовкина, – нужно обращать внимание на его социальное общение, взаимотношения с другими детьми, а частые простуды – один из показателей низкого иммунитета. Уставший организм может подавать психосоматические звоночки, как способ отдохнуть от нагрузки. При нервных перегрузках могут постоянно проявляться заболевания, постепенно переходящие в хронические. В первую очередь это заболевания органов дыхательных путей и пищеварения. Также могут проявляться сердечно-сосудистые и нервные заболевания, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Да, мы живем в такое время, когда нужно все успевать, быстро получать знания и развиваться, но нельзя забывать, что цель дополнительного обучения – это развитие навыков и способностей вашего ребенка, а не работа до полного изнеможения. Он еще успеет побыть взрослым, а вот ребенком он будет недолго. Так пусть вспоминает детство как радостную и светлую пору, полную ярких впечатлений.

Мы напишем вам о самом важном в Otbasym