KZ RU

НОВЫЙ НОМЕР

ЧИТАТЬ

×
×
Выделенный текст:
×

Отбасы начало великих дел

Так же как все…

Дети, родившиеся в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), вначале вызывали огромный интерес со стороны как ученых, так и широкой публики. Но если для окружающих это было какой то экзотикой, то врачи, психологи проявляли чисто научный интерес: а что, если у таких детей что-то не в порядке? А тут еще разговоры, сенсационные статьи в СМИ. Какие только слухи и домыслы не ходят по поводу такой беременности, такого ребенка, самой мамы. Однако мало кто оспорит тот факт, что с помощью ЭКО на свет не только появляется маленький человек, но и начинается новая жизнь для его родителей. В этом же мы в очередной раз убедились, побеседовав с руководителем отдела неонаталогии Национального научного центра материнства и детства, врачем высшей категории, кандидатом медицинских наук, доцентом Карлыгаш Жубанышевой .
Здоровье
2018-03-07

Мы живем в Казахстане, где, казалось бы, приветствует­ся иметь в семье много детей. Однако в XXIвеке мы все чаще стали сталкиваемся с ситуацией, когда люди хотят сначала карьеру сделать, а желание иметь детей отводят на второй план. И уже когда приходит время задуматься о продолжении рода, возраст заходит за 30. Естественно, с возрастом повышается риск возникновения бесплодия. Хо­чется заметить, что все время говорят о бесплодии женском, но 60% проблем бесплодия возникают из-за мужчин. Поэто­му бесплодие — проблема не только женщины или мужчи­ны, это проблема семьи. А ЭКО — один из современнейших методов борьбы с бесплодием.

Карлыгаш Биржановна, расскажите о развитии ЭКО у нас в Казахстане, в частности, в Астане.

Для нашей страны программа ЭКО достаточно молодая, но в мире уже применяется более 40 лет. На сегодняшний день первая девочка, которая была зачата путем ЭКО, уже сама родила ребенка. У нас же в Казахстане этой программой за­нимаются 12 лет. Я думаю, это большой прорыв нашей стра­ны, не каждое государство СНГ уделяет данной проблеме должное внимание. Все-таки это показатель высокого уров­ня развития медицины.

Я непосредственно работала в центре ЭКО в Алматы, которым руководит доктор медицинских наук В.Н Локшин. Этот центр стоит у истоков появления ЭКО в Казахстане и имеет опыт рождения уже около 1500 детей. Наш Нацио­нальный научный центр пока еще маленький, мы только- только делаем свои первые шаги. 20 августа нам исполни­лось два года.

Где обучаются специалисты в области репродуктивной медицины, а также педиатрии, в частности, неонатологии (раздел медицины, изучающий младенцев и новорожден­ных, их рост и развитие, их заболевания и патологические состояния — прим.авт.)?

В нашей стране есть много вузов, где готовят медицинских работников такого профиля. На сегодняшний день они гото­вят специалистов общей практики, а стажировка, специали­зация, постдипломное образование проходит уже, конечно, в научных центрах, например, таких, как наш. Здесь есть и оборудование, и лаборатория ЭКО, что служит большим под­спорьем для обучения врачей. Также есть центр и в Алматы. Астана и Алматы — два города, в которых возможно обуче­ние специалистов в этой области, причем не только врачей акушеров-гинекологов, но и врачей эмбриологов, андроло­гов, сексопатологов, биологов.

Также одним из элементов профессионального обучения является обмен опытом с зарубежными странами, которые являются передовыми в исследовании и развитии репродук­тивной медицины, в частности, это страны Европы, а также Россия.

Как проходит дальнейшее наблюдение женщины после процедуры ЭКО?

Я наблюдала за теми 1500 детьми, которые родились в ал­матинском центре ЭКО, и плюс за 18 детьми, появившимися на свет уже в Астане. И с уверенностью могу сказать, что большая часть детей, около 90%, это здоровые дети. Буду­щие мамы наблюдаются, как и все обычные женщины, в женской консультации или в той лаборатории, где произош­ло зачатие. Конечно, при наблюдении им уделяется более пристальное внимание, но только потому, что для нас ЭКО пока что-то новое.

Единственное, что можно отме­тить: при ЭКО-зачатии увеличивает­ся вероятность многоплодной бере­менности. И конечно, с учетом того, что чаще всего это женщины после 35 лет, выхаживание очень затруд­нено. Именно поэтому мы стараем­ся, чтобы развитие было не более двух плодов. Хотя на практике часто встречалось развитие и трех плодов, и все шло достаточно хорошо. Так, в нашем центре родилось уже четыре тройни. Однако часто многоплодие ведет к тому, что дети рождаются маловесными, то есть с массой тела менее 1500 грамм и, конечно, такие дети создают проблемы в плане вы­хаживания. Но наша работа как раз таки заключается в том, чтобы помо­гать таким деткам и их родителям. Акушеры-гинекологи помогают женщинам в зачатии, а мы, как неонатологи или педиатры, выхаживаем таких детей. Чаще это недоношенные, маловесные дети, дети, рожден­ные с пороком развития. И если какая-то проблема есть, она может отразиться как и на развитии эмбриона, так и на развитии плода, потом уже на развитии рожденного ребенка. Однако это совсем не означает, что надо разочаровываться в программе ЭКО. Не стоит забывать, что мы помогаем бла­гополучно родить тем женщинам, которые имели длительное бесплодие до 10–18 лет.

Существуют ли различия в разви­тии детей, рожденных с помощью ЭКО, от развития детей, рожден­ных естественным путем?

Как я уже говорила, 90% детей, рожденных с помощью ЭКО, — это здоровые обычные дети. Да, собст­венно, они самыми обыкновенны­ми детьми и являются. Все-таки они очень-очень желанные дети, «про­дукты» осознанной беременности. Поэтому родители много занима­ются с ними, уделяют им повышен­ное внимание. Но самое главное, это — здоровые дети, развиваю­щиеся так, как им и положено при­родой. Конечно, когда появились первые ЭКО-рожденные, за ними пристально наблюдали, тщательно изучали. В первую очередь, наблю­дали за психофизическим развити­ем ребенка, полноценный он или нет. На сегодняшний день ребенок, рожденный после ЭКО, если его здоровью ничего не угрожает, также как и все дети, нуждается в обычном ухо­де и наблюдении, но наблюдении не в плане залечивания или назначения антибиотиков для профилактики и т.д.

Хорошее питание, материнское молоко — это самое основное лекарство для наших детей. Явсегда говорю, что главным врачом для всех детей является мама. И уже наша задача, задача врачей-неонатологов — подсказать маме, на что в первую очередь следует обратить внимание.

Другой вопрос, если все-таки рождаются больные дети, прежде всего это касается маловесных детей, то они тре­буют более длительного выхаживания, более пристального наблюдения у специалистов. В первую очередь, конечно, у педиатра, и в дальнейшем у невропатолога. Если же сущест­вуют пороки развития, то необходимо наблюдение и у хирур­га. Однако хочу заметить, что вероятность появления таких деток практически одинакова, как и у зачатых естественным путем, так и у зачатых с помощью ЭКО.

Что бы Вы посоветовали женщинам, которые не могут иметь детей?

В первую очередь необходимо обследоваться у специали­стов. Любая женщина должна обязательно проходить обсле­дование у акушеров-гинекологов два раза в год как мини­мум, чисто профилактически. А если что-то не так, не надо опускать руки. Женщина всегда может стать матерью, пусть даже разными путями.

 

Виктория НУКЕНОВА

Мы напишем вам о самом важном в Otbasym