KZ RU

НОВЫЙ НОМЕР

ЧИТАТЬ

×
×
Выделенный текст:
×

Отбасы начало великих дел

Цифровизация в системе образования

Мировой опыт показывает, что система цифровизации в образовательном процессе необходима. Так, многие университеты, проанализировав многолетний опыт системы образования уже осознали пользу данного метода. Он необходим для того, чтобы повысить качество образования, идти в ногу со временем с развитием новых информационных технологий, и ускорить повседневные бумажные процессы для преподавателей и административно-управленческого состава заведения.
Образование
2018-04-20

В Казахстане министерством образования и науки в области цифровизации  поставлено несколько задач:

  • Развитие информатизации в системе среднего образования
  • Автоматизация процесса управления образованием и наукой
  • Подготовка IT – специалистов

По первому направлению (развитие информатизации в системе среднего образования) министерство выступило с инициативой о более раннем введении предмета «Информатика» в школьную программу. В идеале планируется внедрить предмет с 1 класса. Сейчас эта возможность обсуждается с экспертами.

По мировому опыт, например, в странах ОЭСР основам программирования обучают с 1 класса. В Казахстане же предмет «Информатика» в школе изучается с 5 класса, а в этом году — с 3 класса. Также  детей будут  вовлекать в робототехнику. В настоящее время более чем в 3000 школах и дворцах школьников введен элективный курс по робототехнике. Планируется довести охват до 100% — кабинеты робототехники будут дооснащаться, а учителя — проходить крусы повышения квалификации, - сказано на сайте МОН РК.

Заем Всемирного Банка, около 70% пойдет на видеооборудование. Задача —довести оснащение классов, в аулах и в городах, до 80%. На сегодняшний день в 600 школах страны уже есть электронные журналы «Bilimal» и «Mektep» (3,5 млн пользователей).

По второму направлению, по цифровизации образования относится к автоматизации самого процесса управления образованием и наукой. Автоматизация государственных услуг должна охватить все уровни образования, начиная с направлений в детские сады и заканчивая дипломами PhD.

В дошкольном образовании уже внедряется система автоматического распределения в детсады. На сегодня постановка на очередь и выдача направлений в детсады полностью автоматизирована в Астане, Алматы, Шымкенте и Западно-Казахстанской области. В остальных областях проект находится на стадии завершения. Планируется завершить эту работу до конца текущего года.

В системе среднего образования для избавления учителей от несвойственной им работы (заполнение множества отчетов) и исключения дублирования информации планируется оставить в использовании три системы:

  • Национальную образовательную базу данных (НОБД)
  • Электронный журнал (Күнделік)
  • Облачную бухгалтерию

В сфере технического и профессионального образования ведется тестирование информационной системы управления и разработки электронной библиотеки.

К концу 2018 года планируется цифровизировать конкурсное зачисление и предоставление места в общежитиях, зачетные книжки, электронный паспорт студента, расписание уроков и домашние задания. В высшем образовании уже переведены в цифровой формат зачетные книжки, расписание уроков и домашние задания. Данная автоматизация процесса управления образованием и наукой поможет решить ряд проблем, в их числе — разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами, тяжелые рюкзаки школьников, большое количество бумажной отчетности у педагогов, отсутствие компьютеров и интернета, недостаточный контроль образовательного процесса ребенка и его успеваемости.

По третьему  направлению работы — подготовка IT-специалистов. В Казахстане ежегодно увеличивается число грантов в высшем образовании на данную специальность. В этом году по поручению Президента дополнительно выделено 20 тысяч грантов, из них на технические специальности — 11 тысяч, где особое ударение делают на сферу «кибербезопасности». Казахстанские студенты уже получают стипендии для освоения этой профессии в зарубежных странах.

Все три перечисленных направления будут развиваться поэтапно и системно начиная с текущего года, однако на сегодняшний день существуют несколько проблем, которые могут замедлить процесс внедрения. Среди них недостаточное оснащение компьютерами/ноутбуками, и смартфонами. Еще одно препятствие – отсутствие доступа к сети Интернет. По данным МОН РК в только 62% школ подключены к интернету, тогда как 37% нет.

В правительстве создан масштабный план подключения всех школ, согласно программе «Цифровой Казахстан».

Мы напишем вам о самом важном в Otbasym