KZ RU

НОВЫЙ НОМЕР

ЧИТАТЬ

×
×
Выделенный текст:
×

Отбасы начало великих дел

Конституция: великое видится на расстоянии

Почти полвека назад, на всенародном референдуме, 30 августа 1995 года была принята Конституция Республики Казахстан, в которой высшей ценностью были провозглашены человек, его жизнь, права и свободы, честь и достоинство, и другие неотъемлемые права.
Новости
2018-08-30

Что получили граждане РК с принятием Конституции? Основной Закон – это гарантия мира, спокойствия в стране, стабильный ежегодный экономический рост и сохранение единства народов, проживающих в республике.

Отметим, что модель нашей Конституции характеризует более высокий, чем когда-либо в политической истории, уровень демократических принципов и установок, на которых должен основываться общественный и государственный строй.

В каждой казахстанской семье знают о принципах и установках основополагающего документа: верховенстве Конституции, как закона, обладающего высшей юридической силой и имеющего прямое действие; признании и гарантии прав человека и гражданина на уровне международных стандартов; политическом и идеологическом плюрализме; правовом статусе  государства; возложении на государство определенных социальных функций; обеспечении демократических форм правления — разделении властей; парламентаризме, всеобщем избирательном праве; разумном соотношении централизации и децентрализации в государственном устройстве; вовлечении государства в мировое сообщество.

Мы проанализировали мнения рядовых казахстанцев, чтобы понять, в чем истоки нашего патриотизма, и пришли к выводу, что наша Конституция является фундаментом нашей казахстанской Национальной идеи, которая провозглашает равенство всех и каждого перед законом.

Задумаемся – без идеи нет будущего. И важно, чтобы общество избрало своим путеводителем правильную идею. По мнению кандидата философских наук, доцента, ведущего научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Д.Д. Ешпановой, в Конституции Республики Казахстан идеологические установки пронизывают все ее содержание, все ее части, идет ли речь о государстве, его отношении с обществом, правах и свободах человека, организации государственной власти. «В этом смысле Конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей. Так, уже в статье 1 Конституции отмечается, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы», - размышляет Д. Ешпанова.

Она отмечает, что в Конституции Республики Казахстан закрепляются фундаментальные ценности, являющиеся достижением человеческой мысли. К ним можно отнести: правовое, демократическое, социальное государство, многообразие форм собственности, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности человека и государства, демократию, достоинство, семью и т.д. Эти ценности, будучи стержнем демократической идеологии, закрепляясь в Конституции, способствуют формированию политического, правового сознания народа, утверждению принципов социальной, расовой и религиозной терпимости.

Обладая духовно-идеологическим, нравственным содержанием, Конституция Казахстана играет большую воспитательную роль, устанавливая взаимоотношения государства и человека, государства и общества, делится Д. Ешпанова. Конституция выражает определенные мировоззрения и идеалы, способствует формированию ценностей и норм. Идеологическая функция проявляется в способности Конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества посредством определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

«В своей Конституции Казахстан выдвигает и отстаивает как высшую ценность человека, его права и свободы, а также важнейшие демократические ценности и нормы – институты народовластия и народного представительства, разделение властей и парламентаризма, гражданского общества и правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности и другого»,- резюмирует Д. Ешпанова.

Не оставляет равнодушным еще одно мнение, Жанны Калыгуловой из Тараза. «Для того чтобы понять, что именно благодаря Конституции, ее выверенным самой жизнью статьям, произошла консолидация общества, следует оглянуться назад, сделать небольшой экскурс в историю становления казахской государственности. Государственность не может существовать без закона, отражающего тот или иной период. Казахская государственность появилась в середине 15-го века, жила по законам «Ясы» Чингисхана. Казахские ханы Жанибек и Керей собирали разбросанные по Великой степи казахские племена. Нужно было огромное упорство и мужество, чтобы сплотить в едином государстве народы, разрозненные географически и политически. Сын Жанибека Қасымхан - «собиратель казахских земель» - создал Уложение «Қасымханның қасқа жолы», который соответствовал тому общественно-политическому укладу, господствовавшему во вновь созданном государстве казахов. Законоположение, состоящее из пяти разделов, можно назвать подобием Конституции: по нему жил народ казахского ханства в течение целого столетия», - пишет Жанна Калыгулова.

Автор делится своими размышлениями в результате краткого экскурса в историю правотворчества казахской государственности со времени его зарождения (1456-1457), по М.Х. Дулати. Нельзя обойти другой документ, составленный Есимханом (1598-1628), - «Есім ханның ескі жолы». Это законоположение можно назвать реформированием Уложения Қасымхана через сто с лишним лет, когда изменилась геополитическая ситуация, оформились три жуза и в них естественным путем, «снизу», стали выдвигаться бии - представители «қара сүйек» («черной кости»). Народ им доверял, они выступали посредниками между народом и верховной властью, но их положение не было закреплено в законе. Есимхан в своем законоположении наделяет их определенным статусом, переложив на них часть обязанностей султанов и ханов. Историки назвали процесс наделения правом биев «бийской революцией». Бии постепенно стали социальной опорой ханской власти.

«Если авторы учебников по истории Казахстана несправедливо обходят эти два документа, просто констатируя факт их появления, то третий документ «Жеті жарғы» известен как «Закон Тауке хана». В нем закреплены основные принципы и нормы казахского общества, отвечавшие потребностям военно-политической и социальной жизни казахского ханства. «Жеті жарғы», хотя и считается «Законом Тауке хана», создавался «снизу», при помощи трех биев (Толе би, Казыбек би, Айтеке би), которые прекрасно знали ситуацию в своих жузах, умонастроения людей, что нашло отражение в законоположении, особенно в части гражданского и уголовного права. Надо отметить, что «Жеті жарғы» соблюдался социумом неукоснительно и отголоски его можно найти в примерах из жизни казахского народа вплоть до 30-х годов XX века», - пишет Жанна Калыгулова.

Интересное мнение у жителя Туркестанской области Н.К. Тулембаева.

«Жизнь подтвердила: Конституция РК, ее судьбоносные положения на момент 20-летней давности – вектор уникального становления, особенного развития государственности на земле предков казахов. Да, уже стало обычной нормой единство народов Казахстана, стабильность социальных процессов; устойчивы тенденции развития в русле цивилизованных государств, высвечиваются темпы развития экономики в сравнении с азиатскими соседями. И не надо закрывать на это глаза, нет, это не случайность, а мудрое прозрение правителей РК в начале становления государственности. Именно Конституция РК положила незыблемые основы достижений государства: единство, патриотизм, многоконфессиональность. Мы верим, что у Казахстана имеется потенциальная социальная энергетика для взлета. Казахстан на Корабле исторического развития земной цивилизации», - резюмирует Н.К. Тулембаев.

Добавим, что Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил миру уникальную и действенную программу духовного совершенствования и установления справедливого миропорядка путем диалога и согласия, выработки взаимоприемлемых позиций. Следуя ей, общество осознает, что лишь справедливый миропорядок может стать основой процветания социума. Сосуществуя в глобальном мире, мы дистанцируемся от узконациональных интересов и понимаем, как важен приоритет интересов всего мира, а не отдельных стран. По мысли нашего президента, в обновленной системе международных отношений не должно быть деления на большие и малые страны, на «хорошие» и «плохие» народы - новый мир должен стать миром всеобщего доверия и уважения, партнерства и диалога, радикальных инноваций в духовной сфере, черпающих свой потенциал в безграничных возможностях взаимообогащения культур, перемен в сознании, твердого соблюдения моральных норм и высших нравственных принципов. Ибо мы воспитаны на своей Конституции!

Редакция «Отбасым» поздравляет своих читателей с Днем Конституции и желает своим читателям жить, руководствуясь нормами Основного Закона страны.

 

Мира Адель

Мы напишем вам о самом важном в Otbasym