KZ RU

НОВЫЙ НОМЕР

ЧИТАТЬ

×
×
Выделенный текст:
×

Отбасы начало великих дел

Какую семью мы хотим сохранить?

С древнейших времен семья являлась базовой структурой, обеспечивающей естественное воспроизводство, преемственность поколений, трансляцию культурных традиций и ценностей, первичную социализацию человека.
Культура
2018-04-03

Адекватно оценивая современную культуру и образ жизни, сопоставляя ожидания и реальность, мы часто повторяем об архиважности сохранения традиционной культуры, обычаев, обрядов и ритуалов, а что есть сегодня традиционная культура? Мы настойчиво требуем сохранить традиционные семейные ценности, задумываемся ли мы, о каких именно ценностях, традициях идет речь? Современная ситуация парадоксальна тем, что  критерий «традиционный» совершенно неодинаково «работает» в разных культурных мирах, все зависит от ценностных установок, принятых в том или ином обществе.

У казахского народа существует много традиций и обрядов преимущественно в семейно-бытовой сфере. Многие из них дошли до наших дней, но есть и те народные традиции, которые забыты. В целом особенности семейной обрядности отражают этническую специфику народа, составляют основу  образа жизни, а также служат ключевым маркером этнической идентификации...

В то же время, многие не знают ценностный смысл тех или иных обрядов, они исполняются, потому что так принято и на передний план выходит материальный элемент, надо дать откуп в виде подарка, а почему это так происходило, что и какие слова при этом произносились практически, не знаем. Либо мы наблюдаем искаженные вариации, смешения чисто казахских обычаев и обрядов с другими культурами. К примеру, в северных, восточных регионах Казахстана чувствуется вкрапление русской культуры, а на юге ощущается соседство граничащих Узбекистана и Кыргызстана. Часто происходит так называемая «модернизация» старых обычаев, их символическое замещение, люди стараются отдать дань традиции, но уже без сохранения его сакрального смысла.

Современный свадебный комплекс казахов распадается на ряд циклов:

1. Предварительные переговоры (родители заранее на нейтральной территории знакомятся, обговаривают все тонкости и подробности предстоящего торжества), в прошлом в этой роли выступали определенные лица, на которых возлагалась эта ответственность.

2. Сватовство (құда түсу), в процессе которого обязательными для исполнения обряда «өлі-тірі», «қоржын әкелу», «сырға салу», «алқа салу», «ананың сүті», «киіт», неизменным является приготовление ритуального блюда «құйрық бауыр», обряд «төстік» и выплаты «кәде» (подарок). Традиционно все торжества и значимые события сопровождаются обязательным получением благословения – «бата алу» от самого старшего или из числа наиболее уважаемых людей.

Исполнение свадебных песен, «шашу», «бет ашар», «той бастар» – все эти обряды являются знаковыми в казахской культуре.

3. Проводы невесты («қыз ұзату тойы») по материальным возможностям. Регистрация брака и нередко религиозный обряд бракосочетания («неке қию») по желанию.

4. Основная свадьба («үйлену тойы»).  «Құда шақыру», «киіт кигізу» — встреча родителей и родственников невесты после основного торжества  в доме родителей жениха и обмен подарками.

Нельзя не сказать о таких элементах семейной обрядности как «отқа май құю», «келін шәй», «жасау», «құда шақыру», «есік-төр көрсету», «келін шақыру», «үй көрсету», но, к сожалению, как свидетельствуют этнопсихологические,  исследования, большинство этих церемоний  не соблюдаются в больших городах, за исключением  сельских местностей. Постепенно стали выпадать из числа обязательных визиты молодых к родителям невесты, а также приглашение домой к родственникам жениха и невесты, которые входят в практику  семейно-родственных отношений, играют роль как знакомства, так и вхождения в  круг родственников, но в последнее время и это теряет свою актуальность. Молодые люди стараются жить отдельно, не то чтобы жить вместе со свекром и свекровью, но даже практически слабо поддерживая  связь
с другими родственниками.

В научной среде различают два типа семьи: родовая семья (расширенная семья), включающая в себя круг близких  родственников - отца и мать, дети, дедушек, бабушек, дяди и тети  и др., нуклеарная семья, состоящая только из родителей и детей.

В казахской культуре традиционно были распространены родовые семьи, круг вместе живущих и близких включал большое число родственников. Вся семейная система регулировалась нормами, обрядовыми и ритуальными предписаниями, обычаями, каждый член большой семьи в соответствии со своим статусом и положением занимал определенную нишу в семейной иерархии.

Молодые люди, поколение 21 века, хотим мы того или нет, на век прошлый смотрят другими глазами. Нам следует расставить акценты, и определить, какие традиции и обычаи мы сохраняем: те, что превалировали в кочевой культуре, либо те, что сформировались в условиях оседлой культуры, либо воспринимать их в синтезированном виде.

Это извечная борьба нового и старого, традиций и новаций. Любая традиция, прежде чем стать таковой, входит в культурное поле в качестве новации. А процесс глобализации, изменения социально-экономических условий, культурного контекста, психологии людей, влияют и вносят свои коррективы в общий культурный фонд любого народа.

Мы напишем вам о самом важном в Otbasym