KZ RU

НОВЫЙ НОМЕР

ЧИТАТЬ

×
×
Выделенный текст:
×

Отбасы начало великих дел

Политика гендерного равенства имеет давнюю историю

В степной традиции равенство между мужчинами и женщинами сформировалось в древности. Этому достаточно примеров, начиная с царицы Томирис, отрубившей голову персидскому царю, пришедшему на нашу землю с целью обратить наших предков в рабство.
Культура
2017-11-13

Казахи – потомки древних саков и массагетов, всегда относились с особым уважением к своим матерям, лелеяли своих дочерей. Проходящую мимо девочку приглашали к дастархану, усаживали на почетное место. Потому, что было такое важное представление, что вместе с девушкой, похожей на ангела, приходит счастье и благополучие.

К слову, одежда девушек и молодых женщин, а также их украшения имели свое значение. Например, шолпы – колокольчики, вплетаемые в косы, во-первых, были увесистыми и способствовали выработке красивой осанки у девушек. Во-вторых, они своим звоном предупреждали мужчин о том, что идет девушка, и мужчины прекращали вольные разговоры и принимали солидные позы.

Степные красавицы росли вольно, наравне с джигитами. Они любили свою землю и свой народ, который лелеял своих дочерей. Поэтому, многие женщины участвовали в разбирательстве споров, а также участвовали в войнах.

Не будем далеко ходить за примером, вспомним супругу хана Младшего жуза Абылкайыра – Бопай ханым. Она была не только женой хана и матерью прославленных наследников Абылкайыра – султанов Нуралы, Ералы и Айшуака. Бопай ханым в те трудные переменчивые времена была опорой для хана. Она по всем правилам степной дипломатии встретила посольство во главе с Тевкелевым, которое направила российская царица Анна Иоанновна, и первой поставила свою печать и подпись на договоре о принятии русского протектората, составленном тогда. И после гибели хана Абылкайыра Бопай ханым в течение 32 лет проявила себя настоящим государственным деятелем. Она даже поставила категорическое требование перед Российской империей: «Если сын не будет продолжать дело отца, все дипломатические отношения с Россией будут прекращены». В конце концов указом императрицы Елизаветы Петровны сын Бопай ханым – Нуралы, был назначен ханом. Имя Бопай ханым навсегда останется в памяти народа, как имя государственного деятеля, всю свою жизнь трудившегося для своего народа.

А если говорить о воинской доблести казахских женщин, то можно привести в пример другую степную красавицу по имени Бопай. Это родная младшая сестра Кенесары, которая билась за свой народ и погибла в борьбе за свободу. Когда старший брат начал борьбу за освобождение, она не смогла оставаться у очага. Выйдя замуж за Самеке, она родила шестерых сыновей. Когда Кенесары начал свою борьбу, муж и его родственники не поддержали султана, но Бопай оставила их и со своими храбрыми сыновьями бесстрашно вышла на войну. И целых десять лет воевала за свой народ. Она собрала дружину из женщин.

В свое время политссыльный поляк Адольф Янушкевич писал: «Кенесары потерял 1 500 сарбазов и 500 девушек. В его войске были женщины и девушки, одетые по-мужски». Это, вероятно, служит доказательством моего вышеприведенного утверждения о роли казахских женщин в жизни тогдашнего общества.

Наш осведомленный историк С. Актаев пишет, что рядом с Бопай были преданные Алтыншаш Аргын и Акбокен Табын. Когда Кенесары пришел на юг, Бопай возглавила группу сарбазов, собирающих налоги, и пополнила свой отряд храбрыми девушками Жетысу.

Итак, мы видим, что в национально-освободительном движении под предводительством Кенесары участвовали и казахские женщины, которые сражались наравне с мужчинами. И невольно вспоминаю тех девушек, которые в 1986 году вышли на площадь, увлекая за собой джигитов.

Конечно, и народ не забывал своих славных дочерей, их всегда почитали. Например, воины одного из сильных родов – каракесеков, сделали своим боевым кличем женское имя Каркабат. В Каркаралы были женщины-волостные – Айбике и Нурбике. Также не забудутся имя Домалак ене, которая была матерью для всего рода, а также имя Кызай ана.

Да, наш народ с древних времен почитал женщину-мать. И все знают, что бойцовский дух и несгибаемая гордость казахских женщин проявились во время Великой Отечественной войны. Всем известны подвиги Алии и Маншук – двух дочерей Востока, удостоившихся высокого звания Героя Советского Союза. И множество других казахских женщин, когда над страной нависла угроза, взяли в руки оружие. Они были летчиками, танкистами, стрелками, снайперами, даже разведчиками.

Сегодня становятся известными имена наших женщин, которые были партизанами в тылу врага.

…19-летняя маленькая казахская девушка опускается в темной ночи в глухой белорусский лес. Настороженные фашисты полосуют ночь прожекторами, сбивая даже попавшихся под огонь ворон. Чтобы не попасть под обстрел, парашютистка приземляется на несколько километров в стороне от намеченного места. И три дня блуждает по лесу, затем с трудом находит партизанский отряд. Это было с Нурганым Байсеитовой – радисткой 8-й партизанской бригады Белорусского фронта. За проявленное мужество в тылу врага она была награждена орденом «Красной звезды».

«Здравствуйте, Нина! – писал позднее командир 8-й партизанской бригады Сергей Жунин в свое письме Н.Байсеитовой. – Сейчас, наверное, Вы уже мама. Кажется, неудобно мне Вас так называть. Но, позвольте мне так обращаться к Вам, потому, что в то время Вы были для меня, как дочь». Как не преклониться перед маленькой казахской девушкой, которая своей гордостью и мужеством сумела покорить далеких белорусов. Это ведь тоже символ героических традиций нашего народа.

Кстати, Нурганым, завершив войну, вернулась на родину и вышла замуж за парня по имени Сати. У них родилось три сына, пять дочерей, а от них пятнадцать внуков. Нурганым до войны хотела играть на скрипке, но ее мечту уничтожила война. Зато ее старшая внучка Индира стала знаменитой скрипачкой и вот, так мечта Нурганым апы все таки исполнилась.

Вот, лишь некоторые примеры того, как храбро сражались женщины на войне.

Хочется особо отметить книгу нашей старейшей поэтессы Фаризы Онгарсыновой, которая называется «Красавицы в огненные годы».

Мы можем смело утверждать, что вопрос женского равноправия, которое имеет глубокую историю, начал радикально решаться в течение 25 лет, прошедших после обретения независимости. Наш Президент все эти годы никогда не оставлял этот вопрос без внимания.

Политика нашего государства в отношении женщин, после того, как взошла светлая заря свободы, о которой мечтали наши матери, начала строиться в соответствии с нашими национальными традициями. И всем известно, что эта политика исходит от нашего Первого Президента.

В статье 27 нашего Основного Закона – источника всех наших успехов, написано «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». Глава государства уделяет постоянное внимание вопросам обеспечения спокойной и безоблачной жизни казахстанской семьи – строительству жилья, здравоохранению, образованию, занятости населения. Эти вопросы решаются по поручениям Президента, включаемым в ежегодные послания народу Казахстана, законодательные акты, и другие организационные меры. Самым надежным гарантом конституционных прав женщин является сам Президент.

Очень важную роль сыграла Концепция гендерной политики, принятая в 2002 году. Кроме того, Указом Главы государства утверждена Стратегия развития гендерного равенства на 2006-2016 годы. Можно также отметить важность принятых после Стратегии законов – «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и «О предотвращении бытового насилия».

То есть, мы можем с полным основанием говорить о том, что в нашей стране есть надежная правовая защита для женщин. Конечно, жизнь непрерывно меняется и законодательство нужно постоянно совершенствовать. В этой связи следует отметить деятельность Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте РК, которой руководит одна из лучших дочерей нашего народа Гульшара Абдыкаликова. Эта комиссия созданная в 1995 году также по инициативе Первого Президента, и она выполняет важную работу.

Благодаря взвешенной политике Главы государства в нашей стране хорошо развивается гендерное равенство. Об этом говорит усиливающаяся роль женщин в политике и экономике.

Например, представленность женщин-депутатов в действующем составе Мажилиса Парламента страны составляет 27,1 процентов. Это выше, чем средний показатель на пространстве ОБСЕ. В маслихатах всех уровней количество женщин-депутатов достигло 22,2 процентов, от общего числа избранных.

Среди предпринимателей более 50 процентов женщин, и более 40 процентов валового внутреннего продукта производят женщины.

То, что Казахстан находится в числе первых 50 стран по гендерному равенству – результат определенной Президентом Стратегии гендерного равенства и, прежде всего, нашей независимости.

Мы гордимся тем, что в разработке и реализации этой Стратегии участвовали такие уважаемые наши женщины, как Айткуль Самакова, Нина Каюпова, Светлана Джалмаганбетова.

Особо хотелось бы отметить преждевременно покинувшую нас Салидат Зекенкызы Каирбекову, которая была министром здравоохранения, большим государственным и общественным деятелем. За значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, она была награждена орденом «Курмет», ее жизнь – образец для подражания, пример для молодежи.

Еще одна известная дочь нашего народа – Зауре Жусупкызы Кадырова. В первые годы своей работы она была директором школы в Жаксынском районе, где я родилась и выросла, и была близкой подругой моей матери, учительницы казахского языка и литературы Саруар Жакежанкызы. Поистине, эта женщина, вместе с моей мамой была воспитательницей молодых жаксынцев. Зауре Жусупкызы, работавшая секретарем Президиума Верховного Совета Казахской ССР, министром, депутатом, человеком большого ума, заслужила благодарность всего нашего народа.

В силу моей общественной деятельности часто приходится встречаться с Гульшарой Наушакызы Абдыкаликовой. И всегда я удивляюсь ее необычайному трудолюбию и особой рассудительности. О таких женщинах в народе говорят «ее красота соответствует ее уму». Не ошибусь, если назову ее крупной личностью, благодаря которой о женском равноправии, о высоком месте женщин в нашей стране, знают не только в Казахстане, но и за его пределами.

Все эти женщины не отстают от мужчин в работе по укреплению нашей независимости, по ее ускоренному развитию.

Нурсултан Абишевич в своей книге «Туған елім – тірегім» пишет, что все хорошее, доброе на земле происходит от молока матери. Женщина – хозяйка колыбели. Не может быть хорошей колыбели, если не будут созданы условия для женщины. А без хорошей колыбели не будет хорошей страны.

Нельзя сказать лучше о месте женщины в нашем обществе.

 

Сауле Айтпаева
Член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-
демографической политике при Президенте Республики Казахстан

Мы напишем вам о самом важном в Otbasym